Выработать стратегию российской оппозиции в новом электоральном цикле 2021-2024 годов, – такова была одна из целей «Форума свободной России», который прошел в Вильнюсе 9-10 ноября. На него съехались российские оппозиционеры, гражданские активисты и эксперты, живущие как в стране, так и за ее пределами. Форум организован по инициативе российского оппозиционного политика Гарри Каспарова.
Какие именно проблемы современной России обсуждали в Вильнюсе? Может ли россиянам помочь украинский опыт борьбы с режимом? И стоит ли ждать дальнейшей внешнеполитической экспансии Кремля? На эти и другие темы в эфире Радио Крым.Реалии беседуют ведущий Сергей Мокрушин и ответственный секретарь «Форума свободной России» Иван Тютрин.
– Иван, «Форум свободной России» проходит дважды в год. Вы чувствуете необходимость в этом?
– Да, иногда нам казалось, что два форума в год – это интенсивный график, нет достаточно информационных поводов и событий, чтобы собираться. Но с июня – времени проведения последнего форума – произошли массовые протесты в Москве, открыто новое большое политическое дело, которое превзошло по масштабам «болотное дело». Происходят серьезные изменения в международной политике. Так что с повесткой проблем не было, был ряд актуальных тем: как внутрироссийские, правозащитные, так и международные.
– Какие внутриполитические тенденции в России вы отметили?
Репрессивность путинского режима увеличивается, количество политзаключенных возрастаетИван Тютрин
– Репрессивность путинского режима увеличивается, количество политзаключенных возрастает. Сейчас уже более 20 человек находятся под стражей только по «московскому делу». Кстати, один из его участников смог сбежать из России и приехал к нам принять участие в форуме.
– В Вильнюсе также выступил бывший политзаключенный, украинский режиссер Олег Сенцов. Он поделился с российскими оппозиционерами опытом противодействия режиму Виктора Януковича во время украинской Революции достоинства 2013-2014 годов:
«Народ вышел на улицу, сначала были флаги, мирно все, потихоньку. Потом нас начали разгонять, мы начали сопротивляться, нас больше, больше, больше – дошло до баррикад, покрышек. В конце уже стреляли. Да, можно было вести себя мирно – выйти, помахать, разойтись. Сейчас у нас все еще был бы Янукович, которого бы переизбрали, и все было бы прекрасно. Мы бы жили в том болоте, в котором живет сейчас Россия. Но мы, к счастью, не такие. Мы с этим не смирились, вышли и скинули его. Простой пример. Я был на Майдане, последние полтора месяца руководил штабом «Автомайдана» – это такая организация автомобилистов, которые тоже протестовали. Была горячая линия, принимали звонки, девочки давали стандартные ответы, как быть, что делать, а более сложное переводили на меня. Это было 26 февраля 2014 года, когда Майдан уже победил, но захват Крыма еще не произошел».
– Напомню, что именно в этот день произошли столкновения проукраинского и пророссийского митингов в Симферополе. Олег Сенцов полагает, что проукраинские силы тогда ошибочно выбрали мирный сценарий борьбы:
Я очень хочу увидеть, когда вы на Красной площади подожжете покрышкиОлег Сенцов
«Вышли [крымские] татары, пытались захватить Верховный совет Крыма, противостоять им вышли «Русское единство», казачки. У них было столкновение, толкотня, двух человек задавили тогда. Тогда [крымские] татары зашли в это здание, потом решили выйти и, как говорится, пошли по мирному пути, без обострения. В итоге мы потеряли Крым и начался Донбасс. А в это время на Майдане у нас куча своих головняков – раненые, трупы… И мне на эту телефонную линию звонит один активист, крымский татарин. Говорит, у нас митинг с «Русским единством», что делать, что делать. Я говорю: «Как что делать? Везите покрышки» – «А дальше?» – «А дальше поджигайте». Все, что я мог ему посоветовать. Они не повезли покрышки, не подожгли их, потеряли это здание, которое на следующий день захватил спецназ… Я против насилия, я пацифист в мирное время, но бывают моменты, когда нужно проявить свою силу, взять судьбу в свои руки. Поэтому я очень хочу увидеть, когда вы на Красной площади подожжете покрышки».
– Что скажете, Иван? Готовы ли будут россияне выходить на улицы и открыто противостоять Кремлю?
Внутренних возможностей для покрышек на Красной площади нет и в ближайшее время не предвидитсяИван Тютрин
– Большинство участников форума понимают, что для демонтажа путинского режима необходимы какие-то революционные изменения. В то же время контроль над политическим пространством такой и репрессивность такова, что ресурсов и необходимых возможностей, для того, чтобы устроить такой русский Майдан, нет. Нет ни людей, ни должной решимости, степень репрессивности режима высока. Поэтому я бы с Олегом не спорил, но внутренних возможностей для покрышек на Красной площади нет и в ближайшее время не предвидится.
– Как тогда понять, что оппозиционная агитация приносит результаты?
– Работая в свое время с Борисом Немцовым, я взял на вооружение его формулу: в диктатуре очень сложно оценить эффективность политического действия, потому что СМИ контролируются, и самым важным критерием оценки становится реакция самого Кремля. Если они бесятся, устраивают провокации – значит, их это беспокоит.
– Одной из тем для обсуждения на «Форуме свободной России» стали предположительные планы Кремля о присоединении Беларуси по «крымскому сценарию». Зачем это нужно российским властям? Или лично президенту Владимиру Путину?
Нет никаких сомнений, что существует план по аннексии Беларуси. Другой вопрос, будет он запущен в действие или нетИван Тютрин
– Лично у меня нет никаких сомнений, что существует план по аннексии Беларуси. Другой вопрос, будет он запущен в действие или нет. С одной стороны, это опять попытка поиграть на пост-имперских чувствах российских граждан, показать, что мы тут снова делаем «великую империю» а-ля Советский Союз. Одна из технических причин, которую нельзя сбрасывать со счетов – это проблема 2024 года. Даже с изменениями Конституции Путин уже находится у власти продолжительное количество времени, и ему нужен какой-то сценарий, алгоритм ее сохранения. Создание союзного, совместного государства как бы перезапустит выборный процесс, и Путин пойдет на первый срок главы этого государства, что позволит ему еще минимум 12 лет находиться у власти. Более того, Беларусь находится очень близко к Литве, и здесь эта тема тоже актуальна.
– И все же: как российской оппозиции действовать в этой ситуации, чтобы добиться результата?
– Один из подходов – подход малых дел. Давайте снизу организовывать гражданское общество, которое будет потихонечку расти и в какой-то момент дозреет. Честно говоря, я эти разговоры слышу уже давно, и пока что ничего не получается. Если говорить о Гарри Каспарове, его видение, грубо говоря, такое: Путин должен потерпеть серьезное внешнее геополитическое поражение, которое вкупе с проблемами внутри страны – с социально-экономическими, инфраструктурными – и давлением извне может реально пошатнуть режим. То есть все равно должен быть серьезный удар снаружи. Система выстроена так, что изнутри, без давления извне ее демонтировать практически невозможно.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)