Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального выпустил вторую часть расследования о семье главного редактора RT Маргариты Симоньян и ее мужа режиссера Тиграна Кеосаяна. Речь в нем идет о фильме 2018 года «Крымский мост. Сделано с любовью», снятом Кеосаяном по сценарию Симоньян. Многомиллионная картина, призванная воспеть главную стройку путинского правления, с треском провалилась в прокате, получила массу негативных отзывов и минимальный рейтинг.
Однако клан Симоньян-Кеосаянов внакладе не остался: как выяснил ФБК, члены семьи в общей сложности заработали на проекте 46 миллионов рублей. Это почти половина от 100 млн рублей, которые, как выяснила ранее Русская служба ВВС, на съемки «Крымского моста» выделил Фонд кино, причем в обход традиционных конкурсных процедур.
За свой первый сценарий, изобилующий «идеологически правильными» репликами и несмешными шутками, Симоньян, по данным ФБК, получила от студии «8 рядов», которая формально принадлежит брату Кеосаяна Давиду, 9 миллионов рублей. Для сравнения: сценарист отечественных кинохитов «Легенда N17» и «Движение вверх» Николай Куликов рассказывал в интервью, что просит за свои сценарии до 6 млн.
Кеосаян за «Крымский мост» получил 14 миллионов рублей, а его дочь Александра, которую он сделал своей помощницей на проекте — более 4 млн за пару месяцев съемок. Генеральному продюсеру фильма Давиду Кеосаяну отошло 8 миллионов рублей, а его ассистентам — сыну Эдмонду и его жене — более 10 миллионов рублей на двоих.
— Семейная пилорама: первая часть расследования ФБК о чете Симоньян-Кеосаян
Весь актерский состав «Крымского моста» из 14 человек, в том числе бывшая жена Кеосаяна Алена Хмельницкая и его племянница Лаура Кеосаян, в сумме получил 10 миллионов рублей. Официальный представитель исполнительницы главной роли Екатерины Шпицы Мария Проконичева рассказала «Открытым медиа», что актеры по договору не могут давать комментарии об условиях съемок и размере гонорара, так как за это предусмотрены большие штрафы. Проконичева уточнила, что это в порядке вещей. Сама Шпица сказала, что ознакомится с расследованием Навального, но не будет его комментировать. Лаура и Давид Кеосаяны от комментариев отказались.
Актер Сергей Никоненко подтвердил изданию точность данных о гонорарах за участие в фильме. По его словам, он согласился поучаствовать в съемках за половину своей обычной ставки, в итоге ему заплатили около 800 тысяч рублей. «Моя ставка — 200 000 за смену, но меня уговорили на 100 000. Восемь съемочных дней, вот так и получилось. Ну, плюс озвучание», — рассказал актер.
ФБК также обнаружил, что выделенного Фондом кино бюджета семейному подряду не хватило, поэтому они запросили дополнительную поддержку у «секретного спонсора». По документам студия «8 рядов» получила на свой счет «грант на развитие культуры» в размере 54 миллионов рублей от Фонда развития кинематографии, образования и культуры. Эта структура зарегистрирована в «панельке в Митино» и имеет только одного работника. За все время своего существования, с 2013 года, фонд «не получал и не тратил ни копейки денег на кино или что-либо еще, связанное с культурой», но в 2017-м получил на счет 54 млн и перевел их студии Кеосаяна.
ФБК считает, что эти деньги создателям «Крымского моста» дал строитель настоящего Крымского моста, миллиардер Аркадий Ротенберг, недавно получивший за эту стройку от своего друга детства, президента РФ Владимира Путина, звание Героя труда. Представитель Ротенберга ранее утверждал, что помощь при съемках фильма была исключительно организационная, но не финансовая.
«Мы теряемся в версиях, зачем Симоньян провернула такую сложную схему с дофинансированием своего фильма. Зачем этот подставной фонд-прокладка, почему Ротенберг не мог дать денег напрямую, зачем это скрывать и отрицать. Может быть, Ротенберг тоже читал сценарий и решил, что противно на такое давать деньги, может быть, это чьи-то еще деньги были, может быть, и Ротенберга обманула наша семья паразитов», — говорится в текстовой версии расследования.
Подробнее: https://www.newsru.com/russia/24mar2020/stolen_with_love.html