Совладелец и председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» и ОАО «УК „Кузбассразрезуголь“», член Совета директоров ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», ОАО «Алтай-кокс». Президент федерации фристайла России.
Андрей Бокарев родился 23 октября 1966 года в Москве. В начале 1990-х обучался в Московском финансовом институте, после его окончания в 1995 году стал исполняющим обязанности председателя правления Национального инвестиционного банка, проработав в этой должности до 1997 года. В 1997 году стал заместителем гендиректора “Росэкспортлеса”.
На протяжении всей своей карьеры он сотрудничает со своим старшим партнером, узбекско-российским олигархом Искандером Махмудовым. В 1998 году стал курировать экспортные поставки “Кузбассразрезугля” в должности заместителя генерального директора после приобретения ее Махмудовым. В том же году возглавил австрийскую компанию “Крутрейд АГ” (основной бенефициар — Искандер Махмудов). С 1999 года стал членом совета директоров ОАО “Уральская горно-металлургическая компания” (УГМК). В 1999-2000 годах — член совета директоров ОАО ХК “Кузбассразрезуголь”. В 1999-2004 годах занимал пост заместителя генерального директора по внешнему рынку ЗАО “Управляющая компания СТИН Холдинг”. В 2000-2005 годах — председатель совета директоров ОАО ХК “Кузбасразрезуголь”.
В 2001-2006 годах — член совета директоров ОАО “Алтай-Кокс”. С 2003 года — член совета директоров ЗАО “Трансмашхолдинг” и ООО “УГМК-Холдинг”. В 2004 году Махмудов и Бокарев объединили разрозненные машиностроительные заводы в “Трансмашхолдинг”. С 2004 года — член совета директоров ОАО “Ростерминалуголь”. С осени 2004 года по 2006 год вместе с Махмудовым владел 50% долей “Издательского дома Родионова”. С 2005 года — председатель совета директоров ОАО “Угольная компания "Кузбасразрезуголь” и член совета директоров ОАО “Новосибирскэнерго”.
С 2007 года по март 2010 года — президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России. В сентябре 2007 года назначен членом Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи. В 2008 году стал председателем совета директоров “Трансмашхолдинга”. В 2008-2009 годах — председатель правления Межрегиональной общественной организации “Федерация русского бильярда”. С июня 2010 года — президент Федерации фристайла России (ФФР). В октябре 2010 года вместе с Махмудовым переоформил право собственности на 25% ООО “Аэроэкспресс” лично на себя. В мае 2014 года вместе с Алексеем Криворучко приобрел 49% акций концерна “Калашников”, выкупив долю допэмиссии. Через год Бокарев разделил свою долю все с тем же Махмудовым. В конце 2017 года Бокарев сообщил, что выходит из оружейного бизнеса.
Связях с организованными преступными группировками, отмывании денег, трансграничной коррупции, близости к Путину.
Прошлое “короля госзаказа” Бокарева — сплошное белое пятно. Чем он занимался до поступления в 24 года в один из самых престижных в 1990-е годы вуз, и почему сразу после его окончания был назначен и.о. председателя правления Национального инвестиционного банка — не известно. Однако известно, что в мае 1995 года его имя всплывало в деле, связанном с убийством криминального авторитета Сильвестра (Сергея Тимофеева) – лидера ореховской ОПГ. Мафиози взорвали в “Мерседесе”, который принадлежал Бокареву. Считается, что Бокарев до определенного момента представлял коммерческие интересы ореховской ОПГ, но после гибели ее лидера ему пришлось искать новых покровителей. Примерно с тех времен тянется партнерство Андрея Бокарева и Искандера Махмудова, которого связывают с измайловской ОПГ и который являлся обвиняемым по делу об отмывании доходов в Испании. Считается, что капитал Махмудова, Бокарева и других владельцев УГМК появился в тесном сотрудничестве с организованной преступностью, при участии главарей российских преступных группировок через схемы перевода и владения незаконным капиталом по всему миру.
Один из свидетелей по делу измайловской ОПГ, давший показания в Испании и Германии, рассказывал, как проводятся нелегальные деньги через предприятия Махмудова и Бокарева. По его словам, существуют два потока. Первый поток – это деньги, которые получены от криминальной деятельности измайловской группировки, в частности, от рэкета, казино, проституции и т.д. Также существует второй финансовый поток — через европейские фирмы УГМК и “Кузбассразрезугля” скрывались доходы от продажи российских природных ресурсов, а потом делились между членами группировки. Кроме того, Бокарев и Махмудов связаны с делом “русской мафии в Испании” в отношении лидеров “тамбовско-малышевской” ОПГ. При обыске у главаря группировки Геннадия Петрова были изъяты документы, содержащие информацию об операциях по отмыванию денег через компанию Vera Metallurgica, дочернюю структуру Уральской горно-металлургической компании Махмудова и Бокарева.
Щедрая поддержка Бокаревым олимпийских сочинских проектов приблизила его к Путину. С введением санкций в отношении России и персонально — против окружения Путина из числа олигархов за аннексию Крыма и вооруженное вмешательство во внутренние дела Украины, Кремлю оказались весьма полезны олигархи “второго эшелона”, вроде Бокарева. Так, за первый год санкций структуры Бокарева и Махмудова получили господрядов на 130,7 млрд рублей от РЖД и Московского метрополитена, впервые потеснив спарринг-партнера Путина по секции дзюдо Аркадия Ротенберга с его 102,8 млрд рублей за 2014 год. В апреле 2015 года структуры Бокарева и Махмудова выкупили 30% в угольной компании “Колмар” у нефтетрейдера “Гунвор”, принадлежавшему до введения персональных санкций еще одному партнеру Путина по дзюдо Геннадию Тимченко.
Вхождение Бокарева в “ближний круг” президента объясняется стремлением уберечь активы, контролируемые Путиным через его друзей от наложения на них санкций, а также, в силу его биографии, готовности выполнять деликатные поручения в интересах правящего режима, такие как инвестиции в аннексированный Крым и зарубежные политические игры Кремля. Финансовая империя Махмудова, Бокарева и других совладельцев УГМК охватывает более 10 стран Евросоюза, но наиболее активно лоббистскую деятельность структуры Бокарева и Махмудова развернули во Франции, где их главным партнером является французский миллиардер и владелец верфей Alstom Мартен Буиг, купивший 25% акций “Трансмашхолдинга”. Именно на верфях Alstom строились скандально известные вертолетоносцы “Мистрали” для российского флота. По словам эксперта Высшей школы экономики Матвейчева, значительную поддержку проектам Бокарева оказывают спецслужбы.
“Поураганивший” в 1990-е годы Андрей Бокарев прекрасно себя чувствует в путинской России, олицетворяя собой симбиоз криминала и околокремлевской олигархии. Для него путинский режим является гарантией собственной безнаказанности, а для режима он выступает в роли полностью управляемого контрагента, которому есть что терять. Своевременное включение подобных личностей в санкционные списки поможет Западу играть на опережение в давлении на Кремль, предотвращая перепродажу токсичных активов от одного держателя к другому, а также внося чувство неопределенности и паники в близкие к власти бизнес-круги.
Cсылки и материалы
История успеха Андрея Бокарева – совладельца и руководителя «Трансмашхолдинг»
Рисковый миллиардер Андрей Бокарев
Мафия на госзаказе. Как новые кремлевские олигархи связаны с преступным миром