Руководитель организации «Федеральный проект по безопасности и борьбе с коррупцией» в городе Мытищи Московской области. Адвокат.
Виталий Бородин родился 13 ноября 1983 года в селе Плоское Становлянского района Липецкой области. По окончании военного училища попал в Елецкий уголовный розыск, и в течение нескольких лет работал оперативником МВД и Госнаркоконтроля. Примечательно, что в 2017 году он был задержан в Москве по подозрению в попытке сбыта кокаина. Впрочем, продолжительных неприятных последствий для него этот эпизод не имел.
В начале 2009 года Бородин, по его словам, ушел в бизнес, став директором экономической безопасности в компании «Стройинвест», которая занималась ремонтом и строительством зданий. СМИ утверждали, что эта компания аффилирована с бывшим депутатом Госдумы от «Справедливой России» Игорем Касьяновым. Уже к 2012 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», он стал совладельцем этой фирмы, а к 2014 получил долю еще в одной компании — «Спецпромстрой». С 2011 по 2014 годы «Стройинвест» активно участвовал в госзакупках, в общей сложности заработав на них около 160 млн рублей.
В 2015-м Бородин окончил магистратуру РАНХиГС (кафедра национальной безопасности). В следующем году, он одновременно вошел в руководство «Молодежного антикоррупционного проекта» «Единой России», в общественный совет при УВД Северо-Западного округа Москвы и в экспертный совет комитета Госдумы по безопасности. Тогда же он неуспешно баллотировался в Госдуму как «самовыдвиженец и сторонник „Единой России“». Не попав в Думу, Бородин стал советником главы Ингушетии на общественных началах.
В 2017 году Виталий Бородин учредил некоммерческую организацию «Федеральный проект по безопасности и борьбе с коррупцией» (ФБПК). Проект, зарегистрированный в подмосковных Мытищах, связывали со структурами «Единой России» и Администрации президента и называли прямым спойлером Фонда борьбы с коррупцией оппозиционного политика Алексея Навального. Во главе проекта Бородин занимался в основном написанием жалоб в надзорные органы на региональных чиновников, а также незамысловатыми пиар-акциями.
Виталий Бородин одно время также являлся заместителем главы администрации Солнечногорска по безопасности. Однако он лишился этой должности в мае 2020 года, когда одного из его подчиненных задержали при получении взятки. На начало 2022 года, Бородин является руководителем организации «Федеральный проект по безопасности и борьбе с коррупцией» и состоит в общественном совете при УВД Северо-Западного округа Москвы.
Соучастии в политических репрессиях, составлении доносов на независимые расследовательские СМИ и публичных наветах на журналистов, соучастии в коррупционных схемах, возможном соучастии в военных преступлениях.
В качестве «общественника» Бородин начинал с имитации борьбы с коррупцией в дозволенных Кремлем пределах. Связь «Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией» с властями особенно не скрывалась. В руководстве ФПБК даже предусмотрена позиция ответственного «за взаимодействие с администрацией президента РФ». Источники финансирования организации не раскрываются, но очевидно, что на его раскрутку денег было потрачено немало. ФПБК собирал «антикоррупционные съезды» вместе с организациями, исполняющими роль казачества и одиозным «Национально-освободительным движением», а также устраивал рейды по продуктовым супермаркетам и местам скопления бездомных. Одетых в брендированные рубашки-поло и пуховики активистов неизменно сопровождали камеры федеральных телеканалов. На пресс-конференциях Бородин демонстративно отчитывал региональных чиновников третьего эшелона, из-за чего СМИ называли его активистов «политкиллерами», исполнявшими грязную работу в приземленных интересах региональных клановых групп.
Бывший региональный оперативник, после ставший исполнителем традиционно коррупциогенных госзакупок, в полной мере реализовал себя в роли марионетки Кремля, играя роль борца с немногими оставшимися в России независимыми изданиями и журналистами. Именно из-под его пера в 2021 году вышли доносы в Генпрокуратуру на издания «Открытые медиа» и «Проект», а также на ряд журналистов этих изданий. В результате 15 июля Генпрокуратура РФ объявила «нежелательной» в России деятельность американской компании Project Media, Inc, издателя «Проекта». Одновременно с этим Минюст России включил пятерых журналистов издания в список «СМИ — иностранных агентов», в том числе главного редактора «Проекта» Романа Баданина. Кроме того, в реестр «иноагентов» попали главный редактор «Открытых медиа» Юлия Ярош и ее заместитель Максим Гликин, а также корреспондент «Радио Свобода» Елизавета Маетная. Отметим, что признание организации «нежелательной» влечет за собой уголовное преследование всех лиц, связанных с ней.
В одном из документов утверждалось, что публикации «Открытых медиа» «явно носят антироссийский характер», а само издание формирует общественное мнение, «в большей степени» влияя на детей. Также в письме генпрокурору «Открытые медиа» были названы «иностранными агентами, занимающимися в нашей Родине вредительством безнаказанно». В похожем по стилю доносе на «Проект» со ссылкой на материал RT говорилось, что издание подконтрольно Конгрессу США и «ни о какой его независимости речи идти не может».
Иронично, что, требуя привлечь журналистов к ответственности якобы из-за их связей с иностранными структурами, сам он в прошлом проходил обучение в американском фонде NED, который первым был признан нежелательной организацией в России. Об этом сам Бородин рассказывал в интервью изданию «ТВ-Тверь». «Хотел бы поблагодарить старшего директора “Национального фонда демократии” в России и Евразии Мириам Ланскую за приглашение к сотрудничеству и за помощь мне в оплате обучения. Фонд оплатил 70% от общей суммы», — говорил Бородин в 2019 году.
К сожалению, переворачивание смыслов с ног на голову стало уже недоброй традицией в путинской России. Вот и «смелый антикоррупционер» Бородин, помимо участия в ток-шоу и написания доносов на журналистов, по-видимому, причастен к коррупции. В 2020 году его прямого подчиненного, эколога Дениса Афиногентова, уже ловили на вымогательстве взятки у коммерсанта. Бородин, как и в случае с найденным у него граммом кокаина тремя годами ранее, отделался легким испугом: лишился должности в администрации Солнечногорска. Впрочем, за время своей бурной деятельности Бородин сумел скопить неплохие активы, записанные, как водится, на ближайших родственников. Так, его матери, воспитательнице детского сада в Липецкой области, принадлежит Земельный участок с домом в элитном посёлке Горки-2, расположенном на Рублёво-Успенском шоссе в Подмосковье. Площадь участка — 1000 квадратных метров, коттеджа — 547,6 «квадратов». Как подсчитали журналисты, подобные особняки стоят в среднем 75 млн рублей. Судя по Instagram Бородина и его супруги Елены Крайт, они живут с двумя детьми в этом особняке.
Образ пропутинского активиста был бы неполным без бравирования «силовым» прошлым. Бородин — частый гость в эфирах федеральных телеканалов, где каждый раз подчеркивает факт своей работы в полиции и наркоконтроле. Впрочем, отмечает он и иные «боевые заслуги» — в том числе «командировки» в Сирию, Крым и Донбасс. «Можете записать: я участник боевой операции в Сирии, — утверждает Бородин. — Летал год тому назад. И в Луганске был в командировке, и в Донецке — и на передовых позициях был, и с автоматом в руках бегал. Пусть я и появляюсь в костюме и галстуке в телевизоре, но я еще иногда могу взять в руки автомат — и для меня это никакого страха не представляет. Я от этого получаю удовольствие». Сколько в этих словах самоуверенного бахвальства, а сколько реальных фактов участия в боевых действиях на стороне незаконных вооруженных формирований, еще предстоит выяснить. В любом случае, после Путина ему уже вряд ли сойдут с рук его доносы на гражданское общество. Впрочем, сама система в путинской России склонна рано или поздно избавляться от подобных инициативщиков после исчерпания потенциала их использования.
После того, как на территории России "четвертая власть" была зачищена от независимых СМИ, Бородин взялся за артистское сообщество, напомнив о себе. В апреле 2023 года Виталий Бородин попросил Генеральную прокуратуру возбудить уголовное дело против народной артистки России Лии Ахеджаковой о государственной измене (статья 275 УК РФ), "дискредитации" армии РФ (статья 280.3 УК РФ ) и возбуждении ненависти либо вражды (статья 282 УК РФ). Кроме того, аналогичное обращение Бородин посвятил певице Алле Пугачевой, заявив, что установил «иностранное финансирование ее деятельности и связи с западными спецслужбами». "Жертавми" его доносов стали также лидер группы "Ночные снайперы" Диана Арбенина, артист Семен Слепаков, актер Данил Козловский и певец Валерий Меладзе - все те, кто в каком-то виде осудил спецоперацию Путина.
Cсылки и материалы
Знакомьтесь: Виталий Бородин — активист, написавший донос на издание «Проект»
Виталий Бородин и «эффект ушастой прокладки»
Бывший оперативник на западных грантах: что известно об адвокате, написавшем донос на «Проект»
Бородин Виталий Николаевич / Бородін Віталій Миколайович / Borodin Vitalij Nikolaevich
У «борца с коррупцией», донёсшего на издание «Проект», нашли дом на Рублёвке
«Борец с коррупцией», написавший донос на издание «Проект», получал миллионы из госбюджета