Старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственный советник юстиции 3 класса (генерал-майор юстиции).
Краткая служебная биография:
1990-е гг. - по данным открытых источников Ю.А. Бортовой являлся сотрудником Даниловского РОВД (среди лиц, занимавших руководящие должности не упоминается), занимал пост следователя по особо важным делам Зеленоградской прокуратуры; позднее занял пост
следователя по особо важным делам при председателе Следственного Комитета Генеральной Прокуратуры РФ.
2003 г.- руководитель следственной группы по делу бывшего сотрудника службы безопасности нефтяной компании «ЮКОС» Алексея Пичугина.
4.08. 2005 г. - по данным СМИ Ю.А. Буртовому присвоен чин государственного советника юстиции 3 класса.
2019-20 гг. – руководитель следственных действий в отношении губернатора Хабаровского Края С. Фургала и его деловых партнеров.
Следователь Генеральной Прокуратуры Ю. Бортовой является одной из центральных фигур в цепи событий, связанных с уголовным преследованием основных совладельцев ОАО Нефтяная компания «ЮКОС». По свидетельствам российских и международных правозащитников, общественных деятелей и адвокатов процесс преследования фигурантов дела имеет политическую подоплеку и связан с многочисленными нарушениями закона.
В частности, в 2003 г. в качестве свидетеля для дачи показаний стороной обвинения был привлечен глава отдела внутренней экономической безопасности НК «ЮКОС» А. Пичугин. В ходе следствия сотрудники правоохранительных органов неоднократно оказывали на свидетеля давление и применяли запрещенные методы воздействия с целью добиться от него нужных показаний. Так, 14. 07.2003 г. во время содержания в камере СИЗО ФСБ "Лефортово", А. Пичугин был выдан двум неизвестным лицам, предположительно сотрудникам ФСБ. Эти лица в кабинете для допросов сделали А. Пичугину инъекцию неизвестного вещества, а затем устроили находящемуся в забытьи свидетелю шестичасовой допрос.
Адвокаты подзащитного, по сведениям которых ему было введено вещество, известное как «сыворотка правды» и применены методы внушения, потребовали немедленного медицинского освидетельствования. Однако, не смотря на резкое ухудшение здоровья А. Пичугина, последовавшее за «допросом» (провалы в памяти, галлюцинации, головные боли и др.) руководитель следствия Ю. Бортовой отказал в проведении немедленного медицинского освидетельствования Пичугина на предмет применения к нему психотропных средств.
Факт применения к подследственному психотропных веществ нарушает требование Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод («никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»), а также Конституцию РФ, ст. 21.
В августе 2003 г. Ю. Буртовой вызвал на допрос в Генеральную Прокуратуру духовника А. Пичугина, что является прямым нарушением ФЗ №125 «О свободе совести и религиозных объединениях», а также УПК РФ, ГПК РФ и др.
В сентябре 2005 г Ю. Буртовой посетил программу А. Караулова «Момент истины», в которой рассказал о «банде», организованной А. Пичугиным по указанию бывшего вице-президента «ЮКОС» Л. Невзлина. Своими действиями Ю. Буртовой нарушил принцип презумпции невиновности и принцип равенства сторон, однако компетентные органы не нашли в них нарушений прав обвиняемого. В связи с действиями фигуранта досье А. Пичугину пришлось отказаться от суда присяжных.
По свидетельствам адвокатов и самого А. Пичугина в ходе уголовного процесса сторона обвинения неоднократно предлагала ему заключить сделку со следствием и оказывала давление с целью получить свидетельские показания против совладельцев «ЮКОСа» - Л. Невзлина, М. Ходорковского и других, не скрывая при этом, что дело «политическое» и, что в противном случае он получит пожизненный срок. Во всех случаях А. Пичугин не дал своего согласия на дачу ложных показаний.
Факт давления/принуждения подтверждают свидетельские показания Геннадия Цигельника. В рамках судебного процесса над Л. Невзлиным Г. Цигельник отказался от своих показаний, сделав следующее заявление: «Я оговорил Пичугина и Невзлина по просьбе следователей Генеральной прокуратуры Буртового, Банникова, Жебрякова и оперативного работника Смирнова. Мне обещали защиту и минимальный срок, а дали максимальный».
В материалах правозащитницы В. Васильевой также отмечается, что Генеральная Прокуратура скрыла от суда и присяжных тот факт, что главный свидетель обвинения Коровников осужден на пожизненное заключение за 8 убийств, 5 изнасилований (в том числе малолетних), похищения людей, изготовление взрывных устройств и другие преступления.
По мнению правозащитников и экспертов в области права, обвинение в отношении Пичугина строилось на фальсификации доказательств при прямом игнорировании любых фактов, не вписывающихся в концепцию обвинения. Следствие под руководством сотрудника Генеральной Прокуратуры Ю. Буртового проводилось с множеством нарушений российского и международного права и вызвало возмущение общественности и экспертного сообщества. Тем не менее, неоднократные требования защиты А. Пичугина об отстранении Ю. Буртового от ведения дела, жалобы на грубые нарушения процессуального права и показания свидетелей о применение к ним физического и психологического насилия, суды и Генеральная Прокуратура РФ оставили без внимания. Это косвенно подтверждает, что уголовный процесс в отношении всех участников дела НК «ЮКОС» был инициирован по политическим мотивам.
В 2019 г. Ю. Буртовой принял к производству уголовное дело в отношении губернатора Хабаровского Края С. Фургала, которое по версии независимых экспертов также имеет заказной характер.
На основании показаний, полученных от проходящих по делу фигурантов (в частности, следователями был задержан деловой партнер С. Фургала-Николай Мистрюков и еще трое лиц) С. Фургалу предъявлено обвинение в серии убийств и покушений на жизнь предпринимателей, имевших место в 2004-2005 гг. на территории Хабаровского Края и Амурской Области. Губернатору также инкриминируется организация преступного сообщества.
В этой связи, необходимо упомянуть, что после задержания Н. Мистрюкова, его супруга Наталья сообщала, что, находясь в СИЗО «Лефортово» обвиняемый систематически подвергался давлению с тем, чтобы он признал свою вину и дал показания «на других лиц». По свидетельствам госпожи Мистрюковой, к ее мужу не допускали защитников по соглашению, лишали сна и угрожали. В результате чего господин Мистрюков, если начал сотрудничать, то «не отдавая отчета своим действиям». Показательно, что как и в случае с применением пыток в отношении подозреваемых и свидетелей в деле «ЮКОСа», прокурорская проверка нарушений со стороны действий следствия и оперативных служб не нашла.
В 2020 г. Сергей Фургал был арестован и отправлен в Москву, где Ю. Буртавой предъявил ему обвинение в двух убийствах и покушении на жизнь предпринимателя. По сообщениям СМИ к С. Фургалу не допускали адвокатов и изымали всю корреспонденцию, что нарушает законодательство РФ. С. Фургал своей вины не признает.
По мнению независимых СМИ, следствие против губернатора инспирировано «сверху» и является частью давно составленного плана. Так, по версии, издания «Коммерсант» события вокруг С. Фургала связаны с его политической деятельностью и тем, что в Кремле крайне раздражены результатами выборов 2018-2019 гг, в результате чего представители партии ЛДПР возглавили регион и оттеснили Единую Россию на периферию. Кроме того, результаты явки на так называемое «голосование» по поправкам в Конституцию, существенно ниже других регионов, при этом процент проголосовавших «против» составил 36 %.
Лидер Партии ЛДПР В. Жириновский объясняет арест С. Фургала его принадлежностью к оппозиционной партии.
Профессор Тихоокеанского университета политолог Илдус Ярулин считает, что произошедшее может быть сигналом для оппонентов власти на предстоящих выборах.
Необходимо отметить, что, не смотря на принадлежность к системой оппозиции, господин Фургал неоднократно высказывался критично на чувствительные для Кремля темы, в частности, осуждал коррупцию, практику взаимоотношений центра и регионов, пенсионной реформе и другое.
По одной из версий арест Фургала связан с бизнес интересами лиц, входящих в ближний круг В. Путина - братьев Ротенбергов. Согласно ей, интерес предпринимателей Ротенбергов состоит в возможном масштабном строительстве моста на Сахалин, для которого нужен завод «Амурсталь» (совладелец С. Фургал, его супруга и г-н Мистрюков), как самый логичный и дешевый поставщик.
Cсылки и материалы
Буртовой Юрий Александрович, статья на сайте Роспозор.ру
Открытое письмо профессора Павла Забелина
ИХ ДОСТОЙНОЕ ПРИЗВАНЬЕ — ВЕРНО РОДИНЕ СЛУЖИТЬ!
МАСТЕР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОШИВА УБОЙНЫХ ДЕЛ
ЖЖ Веры Васильевой.Моя новость о Павле Забелине на HRO.org
Прошлым Фургала занимался генерал-майор юстиции, расследовавший дела ЮКОСа
Хабаровскому губернатору собирают трупы
ЛДПР перешла в оппозицию к следствию
Чем заканчивались уголовные дела против губернаторов
Суд отказался менять следователя по делу сотрудника «ЮКОСа» Алексея Пичугина