Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (15 мая 2008 — апрель 2016), председатель Государственного антинаркотического комитета.
Виктор Иванов родился 12 мая 1950 года в Новгороде в семье военного. В 1974 году окончил Ленинградский электротехнический институт связи по специальности “радиосвязь”. Был активистом комитета комсомола института, где познакомился с Борисом Грызловым. После института Иванов отслужил в Советской армии, затем работал инженером в научно-производственном объединении “Вектор” в Ленинграде. В 1978 году он окончил Высшие курсы КГБ и до 1994 года работал в Управлении КГБ по Ленинграду и Ленинградской области. В 1987—1988 годах находился в служебной командировке в Афганистане.
С закатом коммунизма Иванов не без отмашки КГБ заинтересовался бизнесом. В 1990 году совместно с петербургским юристом Юрием Новолодским основал Фонд делового сотрудничества “Базис”, где занимал должность генерального директора. В декабре 1990 года совместно с Борисом Грызловым и Валентином Чуйкиным он основал малое предприятие “Блок” и стал его директором. Согласно уставу, компания занималась переработкой вторичного сырья и туризмом, на деле — оказывала услуги Тамбовской ОПГ.
В октябре 1994 года Иванов был отправлен в отставку в звании полковника и по рекомендации Владимира Путина стал начальником управления административных органов мэрии Санкт-Петербурга. В мэрии Иванов курировал работу правоохранительных органов, и ушел с должности в 1996 году, когда Собчак проиграл выборы. В 1996–1998 годах Иванов занимал пост генерального директора российско-американской компании “Телеплюс”, занимавшейся организацией трансляции иностранных спутниковых каналов.
Когда Путин стал директором ФСБ в 1998 году, он назначил Иванова на позицию начальника Управления собственной безопасности ФСБ. С апреля 1999 по январь 2000 года Иванов был заместителем директора ФСБ, начальником Департамента экономической безопасности. В 2000 году Путин, занявший пост и.о. президента России, сделал Иванова заместителем руководителя администрации президента. В июне 2002 года Иванов стал председателем совета директоров ОАО “Концерн ПВО „Алмаз-Антей“”, выпускающего зенитные ракетные комплексы. С марта 2004 года по май 2008 года Иванов был помощником президента РФ. В июне 2005 года Иванов был избран председателем совета директоров ОАО “Аэрофлот”.
15 мая 2008 года указом президента Медведева Иванов был назначен директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). В 2016 году, после упразднения ФСКН, Виктор Иванов перешел на службу в Государственный антинаркотический комитет. 7 мая 2016 года он был исключён из состава Совета Безопасности Российской Федерации.
Сотрудничестве с организованной преступностью, соучастии в узурпации власти, содействии интернет-цензуре.
Виктор Иванов является одним из самых мстительных соратников Путина из числа силовиков. Старый надежный товарищ президента по временам бандитского Петербурга, он тем не менее привлек слишком много внимания к своему прошлому, поэтому не смог продвинуться во властной иерархии дальше главы Госнаркоконтроля. Имя Виктора Иванова связывают с контрабандой колумбийского кокаина Тамбовской ОПГ, зачисткой регионального политиеского ландшафта в России, с атакой государства на ЮКОС, с убийством Литвиненко, а также с внесудебной блокировкой сайтов. Теперь обо всем по порядку.
Большую часть времени в КГБ Виктор Иванов работал с кадрами. КГБ направлял в службу кадров только тех офицеров, которые были непригодны к полевой работе в качестве оперативника или аналитика. Другие сотрудники КГБ относились к кадровикам с презрением, кадровики же в ответ собирали на них компромат. Бывшие коллеги Иванова описывали его как тихого человека, никогда не проявлявшего инициативы. Когда в конце 1980-х КГБ с помощью кримиальных кругов включился в бизнес, Иванов смог раскрыть свои таланты. Он установил деловые связи с Тамбовской преступной группировкой и ее лидером Владимиром Кумариным. Он помог Кумарину в борьбе с Малышевской группировкой за Санкт-Петербургский морской порт, который использовался как перевалочная база при перевозке колумбийских наркотиков. В результате делового сотрудничества Иванов приобрел долю в капитале порта. Примечательно, что как раз в это время его назначили его начальником отдела по борьбе с контрабандой.
Посредством сотрудничества с бандитами Иванов познакомился с Владимиром Путиным, который являлся важным звеном в контрабанде наркотиков через питерский порт. Иванов, как глава департамента ФСБ, боровшегося с контрабандой, сотрудничал с тамбовскими, помогая ем получить контроль над Санкт-Петербургским морским портом, который бандиты использовали для перевозки наркотиков в Европу. Путин в мэрии консультировал компанию SPAG, которая была учреждена по инициативе мэрии и, по некоторым сведениям, отмывавала в Петербурге деньги колумбийского наркокартеля. Лидер Тамбовской ОПГ, Кумарин, был в совете директоров дочерней компании SPAG.
Как скомпрометированный питерский чекист, умеющий держать язык за зубами, Иванов последовал за Путиным в Москву. Здесь он участвовал в “чистке” ФСБ и в установлении вертикали “суверенной демократии”, иными словами — авторитарного режима. Когда Иванов работал в Администрации президента в 2000–2004 годах, он стал одним из автором так называемой “башкирской избирательной технологии”. Её смысл заключается в том, что потенциальному победителю выборов, если он не устраивает Кремль, отказывают в регистрации или же его снимают с выборов по ходу кампании. В последующие годы это стало обыденной политической практикой в России.
Иванов считается одним из инициаторов дела ЮКОСа, а летом 2003 года он лично курировал изгнание из РГГУ ректора — одного из крупнейших акционеров группы МЕНАТЕП, совладельца и вице-президента НК ЮКОС Леонида Невзлина. Согласно докладу Александра Литвиненко и Юрия Швеца, он приложил все усилия, чтобы открыть уголовное дело против Ходорковского, добиться сурового приговора и сделать пребывание Ходорковского в колонии как можно более тяжелым.
Именно этот доклад Литвиненко и Швеца, собравший информацию о связях Иванова и Путина с контрабандой наркотиков и отмыванием денег, стал спусковым крючком к решению об убийстве Литвиненко. Доклад был подготовлен по заказу одной западной компании, планировавшей заключить контракт с российским правительством. Лицом, непосредственно заинтересованным в подписании контракта был Виктор Иванов. Известно, что Литвиненко передал копию доклада Андрею Луговому, однако в московском аэропорту Луговой “был остановлен, и у него было найдено это досье”, после чего, предположительно, в Кремле было принято решение убить Литвиненко.
В течение нескольких лет Виктор Иванов возглавлял один из главных репрессивных органов российского режима, ФСКН, по иронии судьбы занимавшейся борьбой с оборотом наркотиков. Эта служба была одним из лоббистов принятия закона о досудебной блокировке сайтов и введения печально известного реестра запрещенных сайтов в 2012 году. В этот список по ходатайству Госнаркоконтроля могли включаться сайты, якобы содержавшие пропаганду наркотиков. В первый же месяц после принятия закона по просьбе ФСКН в “черный список” попали такие популярные ресурсы, как интернет-энциклопедия “Луркоморье” и сетевая библиотека “Либрусек”. Вскоре этот закон стал использоваться против оппозиционых интернет-ресурсов.
Трудно представить себе более лицемерный режим, чем путинский. Чекист, поднявшийся на контрабанде колумбийского кокаина, возглавляет службу, с подачи которой блокирутся сайты с упоминанием наркотиков и разъезжает по США с кампанией против легализации марихуаны. Служба в КГБ научила Иванова ломать судьбы людей и подстраиваться под конъюнктуру. Когда Россия освободится от путинского ига, будет жизненно важно избавиться от ядовитого наследия ЧК/НКВД/КГБ/ФСБ и призвать к ответу их коллаборантов.
Cсылки и материалы
Иванов, Виктор Петрович (государственный деятель)