Директор Федеральной службы исполнения наказаний - с 26 июня 2012 года по настоящий момент (2019 год). Член попечительского совета объединенного хоккейного клуба «Динамо» Москва.
Геннадий Корниенко родился 30 сентября 1954 года в поселке Лахденпохья в Карелии. Получил высшее техническое и высшее специальное образование, однако нигде не афиширует, где именно. Кандидат юридических наук. С 1981 года служил в КГБ, позже - в ФСБ, был членом КПСС. В 1990-е годы принадлежал к так называемому карельскому клану силовиков, который негласно возглавлял близкий знакомый тогдашнего вице-мэра Санкт-Петербурга Владимира Путина Николай Патрушев.
После того, как Путин возглавил ФСБ, Патрушев был назначен главой управления “М”, занимавшегося контролем за правоохранительными органами, а Корниенко перешел работать в это управление. В 2001-2002 годах был замдиректора Федеральной службы охраны РФ. В 2002-2012 годах занимал должность директора Государственной фельдъегерской службы РФ (ГФС). 26 июня 2012 года указом президента России Владимира Путина был назначен директором Федеральной службы исполнения наказаний, сменив на этом посту Александра Реймера.
Коррупции, превышении должностных полномочий, использовании служебного положения в преступных целях, связи с организованной преступностью, экономических преступлениях, политических убийствах и репрессиях.
Именно на время работы Корниенко в управлении “М” ФСБ приходится спецоперация по отставке тогдашнего генерального прокурора Юрия Скуратова, совершенная сотрудниками этого управления, что способствовало поднятию авторитета нового директора ФСБ Путина в глазах окружения Ельцина. На время же руководства Корниенко ГФС пришелся скандал с задержанием замначальника ФГУП “Главный центр специальной связи” Олега Рыбалкина, обвинявшегося в хищении 19 миллионов рублей с использованием связей в окружении Корниенко. Однако в итоге с Рыбалкина сняли обвинения, и он возглавил центр спецсвязи.
В 2012 году Корниенко возглавил ФСИН — одну из самых коррумпированных служб в стране. Однако при новом руководстве ведомство не стало прозрачней, чем при предыдущем. Уже через год после прихода в систему Геннадия Корниенко в ведомстве прошла проверка Счетной палаты, которая зафиксировала финансовые нарушения на 7 миллиардов рублей. А к 2016 году ведомство Корниенко вышло на шестое место по объему расходов из федерального бюджета среди всех министерств и ведомств. Росфинмониторинг обнаружил пропажу 1,2 млрд. рублей, выделенных на интеграционные системы безопасности (ИСБ) для исправительных колоний ФСИН. Как выяснилось, сразу в нескольких регионах поставкой ИСБ занимались фирмы, связанные с авторитетным бизнесменом Вячеславом Мжельским, известным под кличкой “Мжеля”. Коммерческие структуры, зарегистрированные на сына Мжельского, активно участвовали во фсиновских тендерах и получали многомиллионные контракты на оборудование колоний.
Существовали и другие коррупционные схемы. Так, ФСИН размещала заказы на пошив обмундирования по ценам, превышающим среднерыночные как минимум в полтора раза, а потом покупало то же, что производилось в их собственных колониях у перекупщиков. Бенефициарами назывались экс-депутат Госдумы от “Единой России”, функционер “Деловой России” и бизнесмен Владимир Головнев и постоянный победитель тендеров МВД и Минобороны компания “Магеллан” Елены Агафоновой. По похожей схеме фсиновская форма шла и в Минобороны и в МВД. При этом цены на продукт значительно превышали его себестоимость. В результате из бюджета утекло порядка 722 млн. рублей. И вся эта коммерция осуществлялась руками зэков, оплата труда которых не превышала МРОТа. К тому же только по официальной статистике 65 % оборудования в колониях уже давно выработало свой срок, но на его обновлении руководство ФСИН также решило сэкономить. Но даже с учетом этого осужденные умудрялись выпускать продукцию на общую сумму более 30 млрд. рублей в год, почти половина которой приходилась на внутренние нужды. Но цены для собственных учреждений ФСИН странным образом были значительно выше, чем даже для коммерческих организаций. Так, например электрические пекарни, собираемые зэками, уходили своим заказчикам за цену почти на 42% выше, чем сторонним. Повсеместно в колониях были выявлены нарушения, связанные и с закупками продовольствия. По подсчетам Счетной палаты, только за 2013 год необоснованное завышение цен на сельскохозяйственную продукцию на предприятиях ФСИН привело к неэффективным расходам бюджетных средств на общую сумму в 3,8 млрд. рублей.
Вскоре после занятия им должности руководителя ФСИН заключенные исправительной колонии №6 города Копейска Челябинской области объявили голодовку, выдвинув требования о прекращении администрацией колонии пыток, избиений и унижений, а также вымогательства денег у родственников зэков за “хорошие условия отсидки”. Из последних скандалов, связанных с его ведомством, можно вспомнить видео 2018 года с пытками заключенного ярославской колонии и кадры из амурской колонии № 3, на которых осужденный по делу Кущевской ОПГ Вячеслав Цеповяз свободно перемещался по территории колонии. В российских колониях при Корниенко увеличилось количество убийств, что ему самому пришлось признать. Россия продолжает лидировать по показателям смертности в тюрьмах в Европе. ФСИН в путинской России — почти неиссякаемый рынок госконтрактов и ресурс дешевой подневольной рабочей силы.
Cсылки и материалы
Корниенко Геннадий Александрович
Зачистка ФСИН от «карельского клана»
Счётная палата: ФСИН закупает продукты по завышенным ценам
«Систему ФСИН надо разрушить». Интервью Сергея Мохнаткина из больницы
Исправление смертью. Медицина ФСИН убивает заключенных