Экс-губернатор Владимирской области
Светлана Орлова родилась 23 октября 1954 в городке Облучье Еврейской автономной области. В 1977 году окончила Уссурийский государственный педагогический институт по специальности “филолог”, после работала в школе-интернате во Владивостоке пионервожатой и воспитателем. Вскоре, однако, предпочла продвижение по партийной линии. С 1979 по 1990 год работала в нескольких райкомах КПСС во Владивостоке. С закатом коммунизма она почувствовала ветер перемен, и в 1990 году возглавила Приморскую краевую женскую коммерческую организацию ТОО “АННА”, открывшую учебный центр по переквалификации и туристический центр. В 1991 году одновременно окончила Хабаровскую высшую партийную школу и курсы женщин-предпринимателей при Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
В 1993 году Орлова была избрана депутатом первого созыва Государственной думы по списку движения “Женщины России”, в 1995 году переизбиралась депутатом ГД. В начале 2000-х Орлова стала вице-президентом ЗАО НПО “Кросна” в Москве, производившего электротехническое оборудование. В то же время она стала членом политсовета партии “Единство” — предтечи “Единой России”. В 2001 году Совет депутатов Кемеровской области избрал Светлану Орлову своим представителем в Совет Федерации, в 2004 году стала заместителем председателя Совета Федерации. В то же время стала членом бюро Высшего совета “Единой России”.
В 2013 году с подачи Владимира Путина Светлана Орлова возглавила Владимирскую область. Кипучая деятельность Орловой на посту губернатора сопровождалась чередой скандалов и одиозных высказываний, за что ее в регионе прозвали “барыней” и “салтычихой”. Помимо этого, она являлась вице-председателем Бюро Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, возглавляла российскую делегацию в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. В сентябре 2018 года она со скандалом проиграла во втором туре губернаторских выборов. В ноябре 2018 года Совет Федерации назначил Орлову аудитором Счётной палаты РФ.
Коррупции, несоответствии занимаемым должностям, кумовстве.
Энергичная “бой-баба” Светлана Орлова — типичный пример так называемого “крепкого хозяйственника и управленца” советской закалки с присущим им хамством, нечистоплотностью, высокомерием к податному населению и заискиванием перед вышестоящими чинами. Она всю жизнь проработала на административно-представительских должностях, и больше всего любит власть. Как рассказывал бывший сенатор Константин Добрынин, “Орлова была известна в Совете Федерации как „хлопальщица“. Хлопала она всегда много, неистово, но самое главное: хлопать она всегда начинала первой. Секрет был прост: когда президент ещё не успевал закончить мысль, она уже поднимала локти на уровень груди, раздвигала руки и начинала бить в ладоши. Именно бить — не хлопать. Иногда сопровождая это громкими выкриками „Браво!“ или „Верно!“ с места. Самое важное было, чтобы её заметили. И президент замечал”.
И местные, и федеральные СМИ регулярно указывали на массу невыполненных обещаний Орловой, на что она неизменно резко реагировала. Так, вопреки ее обещаниям и несмотря на протесты жителей и экологов, во Владимирской области стали стоить завод по переработке московского мусора. Кроме того, ее ловили на лжи о строительстве школ и переселении жителей из аварийного жилья. Примечательно, что когда сообщения о проблемах в одной из самых нищих областей Центральной России доходили до федеральных властей и те ненавязчиво журили её, она обрушивалась с критикой на местные СМИ и активистов, называя их “бандеровскими прихвостнями”.
Светлану Орлову неизменно сопровождали коррупционные скандалы, связанные с ее ближайшим окружением. Ее сын, сотрудник департамента экономической безопасности МВД РФ, Владимир Орлов на протяжении нескольких лет вместе с коллегами по МВД занимался незаконной конфискацией товара у предпринимателей и последующей его продажей. В 2013 году они стали фигурантами уголовного дела о вымогательстве. Тогда группа силовиков незаконно задержала 10 фур с кофе, принадлежащих литовскому бизнесмену. Полицейские шантажировали предпринимателя, требуя за возврат груза $250 тысяч, а когда тот отказался платить, сфабриковали уголовное дело и засадили того на три года в тюрьму. Несмотря на то, что в прессе были опубликованы записи переговоров преступников, в которых не раз упоминается имя Орлова как организатора сего “мероприятия”, сын губернатора ушел безнаказанным. По сообщениям СМИ, в начале 2016 года Владимира Орлова, уже бывшего в то время замгендиректором “Мосводоканала” с окладом в полмиллиона рублей, задерживали за торговлю наркотиками.
В 2017 году вице-губернатора Владимирской области Елену Мазанько задержали по подозрению в получении взятки в размере 3 миллионов рублей. По версии следствия, Мазанько брала деньги у кемеровских подрядчиков за заключение с ними госконтрактов на десятки миллионов рублей. Светлана Орлова назвала уголовное преследование своего зама “провокацией”. В конце 2018 года на Мазанько завели второе уголовное дело, обвинив в коррупции и превышении должностных полномочий.
Сама же Орлова благодаря своей отчаянной лояльности оставалась неприкасаемой для уголовного преследования. Олигарх Михаил Прохоров, будучи лидером партии “Гражданская платформа”, обвинял Орлову в том, что по её требованию конкурент от “Гражданской платформы” Александр Филиппов был силой отстранён от губернаторских выборов в 2013 году, а также было возбуждено дело против отца Филиппова. Бизнесмен утверждал, что Орлова инициировала регистрацию на выборах “Гражданской позиции” — партии-спойлера, схожей по наименованию и символике с “Гражданской платформой”, а также выдвижение от этой партии однофамильца Филиппова.
Склочный характер, равнодушие к проблемам региона и навязчивый пиар Орловой придали ей такой антирейтинг, что в сентябре 2018 года, даже при мощном административном ресурсе она проиграла губернаторские выборы абсолютно управляемому, техническому кандидату. Федеральные власти, всё же, подсластили ей горечь от позорного поражения, устроив ее на работу в Счетную палату. Орлова получила известность своим сверх-инициативным подхалимажем, однако она являет собой не исключение, а обыденную практику среди чиновников разного уровня в России. Подобного рода “крепкие хозяйственники” имеют ценность только для безнаказанного “освоения бюджетов”, ограбления и оболванивания жителей страны. Свободной Россия будет только в случае освобождения себя от таких персонажей.
Cсылки и материалы
«Четыре года в аду». Как правит владимирская губернатор Светлана Орлова
Как «попрошайка у Путина» Светлана Орлова губернаторствует во Владимире
Светлана Орлова и запах жареного